1

Краткий курс: как тарифицируются фулфилмент-услуги.

На российском рынке фулфилмента до сих пор часто возникают вопросы корректной тарификации услуг фулфилмента, как с точки зрения операторов, так и с точки зрения заказчиков услуг (селлеров, мерчантов, интернет-магазинов). С чем это связано? Выход на этот рынок услуг для фулфилмент-операторов (для FBO-моделей работы с маркетплейсами) остается простым. Низкий ценовой порог и кажущаяся легкость генерирует большой поток новых игроков, часто не имеющих полного понимания ценообразования этих услуг. Также сложившийся демпинг толкает заказчиков требовать дисбаланса в рентабельности каждой из операций фулфилмента. Фулфилмент-операторы, желающие несмотря ни на что заполучить клиентов, идут на отказ от баланса рентабельности.
«Низкий ценовой порог и кажущаяся легкость генерирует большой поток новых игроков, часто не имеющих полного понимания ценообразования этих услуг. »
Константин Якунин
ExpressRMS CEO
По нашему опыту заказчики при запросе FBO-тарификации делятся на три группы:
  • Запрашивают доступ к полному тарифному справочнику, желают самостоятельно разобраться в тарификации фулфилмент-оператора;
  • Запрашивают расчет по реальной поставке или некой нормативной/расчетной поставке, данные по которым он планирует сравнивать для принятия решения, но с определенным уровнем детализации тарифов по операциям;
  • Запрашивают расчет по реальной поставке с требованием сделать итоговый расчет в целом на поставку или на единицу товара.
Чтобы структурировать и упростить тарификацию фулфилмент ExpressRMS и независимая группа владельцев фулфилмент-операторов разработали универсальный набор фулфилмент-операций, который подходит для всех моделей работы с маркетплейсами (FBO, FBS, DBS, Express, C&C) и для интернет-магазинов в том числе.
Весь комплекс фулфилмент-услуг делится на несколько операций:
  • Заборная логистика и погрузочно-разгрузочные работы (ПРР)

  • Приемка товара

  • Обработка товара

  • Хранение товара

  • Комплектация заказа

  • Упаковка заказа

  • Оформление заказа

  • Отгрузка заказа

  • Доставка заказа

  • Обработка возврата

Каждая из операций может быть необходима в определенный момент времени или не требоваться вовсе. Также каждая из операций тарифицируется в зависимости от нескольких параметров, некоторые имеют значимое влияние на тарифную составляющую.

Теперь каждую из операций разберем подробнее:

  • Заборная логистика

    используется при необходимости забрать груз (партию товаров) силами фулфилмент-оператора или привлеченных им третьих лиц (перевозчиков). Цена зависит от веса, габаритов (объема) и дальности точки отгрузки. Также необходимо учитывать пакетирование груза (россыпь коробов, палеты, обрешетка и т.д.), способ погрузочно-разгрузочных работ (механизированные или ручные) и затраты на демонтаж и утилизацию средств пакетирования.
  • Приемка товара

    учитывает категорию товара, его весогабаритные характеристики (ВГХ), наличие и характер кодирования артикула товара (штрихкод, QR и т.п.), возможность учета квантами/моноупаковками, необходимость поштучного (серийные номера, КИЗ Честный Знак и т.п;), партионного (учет партий, серий, сроков годности) учетов. В рамках этой операции подразумевается только приемка по количеству. Приемка по качеству отнесена к следующей операции, обработка товара, как функция входного контроля после того, как установлено и подтверждено количество полученного груза.
  • Обработка товара

    это весь перечень действий с товарами, которые необходимы для приведения товара в надлежащий вид для последующего хранения или комплектации (в зависимости от того транзитный ли это процесс или подбор товара в заказ предполагается с хранения). Эти действия могут включать в себя:
    входной контроль качества товара (сплошной или выборочный), по внешним признакам товара и его упаковке или с контролем функциональных характеристик товар;
    переупаковка/доупаковка, перестикеровка и иные действия с упаковкой товара;
    “восстановление” товара (подшив, удаление ниток, отпаривание, сушка, глажка, переэтикирование и тп);
    действия с документами, сопровождающими товар (перестикеровка, нанесение дополнительной стикеровки с нанесением серийных номеров, КИЗ Честный Знак, заполнение гарантийного талона и тп).
    Тарификация этих операций зависит от ВГХ товара, сложности и трудоемкости самих действий, а также расхода упаковочных материалов.
  • Хранение товара

    с точки зрения тарификации будет зависеть от вида хранения (напольное, палетное, средне- или мелкоячеистое, иное), ВГХ товара, страховой стоимости и требований по разделению/совместимости хранения. Чаще, кроме затрат на операции по размещению на хранение, применяются объемные характеристики товара – литр, кубический метр, палетоместо. Иногда для нестандартных товаров или напольного хранения применяется тарификация в метрах квадратных.
  • Комплектация заказов

    как розничных (для моделей FBS, DBS, Express, C&C, а также для заказов интернет-магазинов), так и оптовых (FBO или поставки в магазины), тарифицируется исходя из числа вложений в заказ, ВГХ этих товаров, моно- или микс-состава заказа, сложности снятия с хранения товара для подбора.
  • Упаковка заказа

    включает в себя работу по упаковке, упаковочные материалы. Для оптовых заказов учитывается количество транспортных мест, палетирование, предоставление палет. Часто тарификацию привязывают к количеству транспортных мест и материалам, используемым для упаковки.
  • Оформление заказа

    то действия по формированию сопроводительных документов к заказу. Включает в себя: стикеры на короба, на палеты; упаковочные листы на транспортные места; коды или пакеты документов на всю поставку. Затраты и тарификация этих действий основываются на трудозатратах и расходах на печатные документы. 
  • Отгрузка заказа

    это фактически ПРР производимые с заказом и передача его:
    на маркетплейс для последующего хранения товаров (FBO);
    на маркетплейс для последующей доставки заказа конечному получателю (FBS);
    в службу доставки (собственную или стороннюю) для последующей доставки заказа конечному получателю (DBS или иные каналы е-сом-продаж);
    курьеру маркетплейса или специализированной курьерской службе для последующей доставки заказа конечному получателю (Express и иные аналогичные модели работы);
    представителю перевозчика, назначенному заказчиком, или непосредственно получателю (C&C или самовывоз со склада фулфилмента), в этом случае последующие действия по доставке не тарифицируются.
  • Доставка заказа

    конечному получателю силами фулфилмента-оператора - редкая операция, предполагающая наличие у исполнителя собственной службы доставки или выделенных курьеров, а также возможность предоставления оператором C&C-модели работы. Тарификация доставки имеет сложную конфигурацию, включает учет множества параметров, требующих отдельного разбирательства.
  • Обработка возвратов

    при тарификации опирается на трудозатраты по идентификации заказа и вложений в заказ, сопоставление их с товарами в первоначальном заказе (на случай возможной подмены товаров), а также действий по восстановлению состоянию товара или направлению товара на склад брака или в утилизацию.
Для облегчения расчета тарифов мы разработали и применяем автоматический тарификатор для фулфилмент-услуг, он пока не очень полный и точный, но позволяет получить укрупненный расчет, близкий к тарификации нескольких операторов.

Если после использования тарификатора у вас будут вопросы или предложения по улучшению его работы, то с удовольствием их рассмотрим и постараемся реализовать

2

Экспресс-фулфилмент: игроки, условия, сравнительный анализ цен

Экспресс-фулфилмент, предполагающий срочную комплектацию заказов в течение 10-15 минут с доставкой в пределах города за 2-3 часа, становится всё более популярным. Эта модель развивается благодаря маркетплейсам и фулфилмент-операторам:
  • OZON

    запустил эту услугу одним из первых
  • Яндекс Маркет

    добавил её в свой функционал
  • Wildberries

    также тестирует модель
  • МегаМаркет

    предложил экспресс-доставку, но только с собственных складов
  • Купер (бывший СберМаркет)

    разрабатывает собственную торговую площадку на основе экспресс-фулфилмента.
  • Растущее число продавцов также адаптируют свои товары для работы в экспресс-модели.

Развитие этого сегмента поддерживается небольшим, но растущим числом специализированных операторов. Data Insight и Oborot выделили экспресс-фулфилмент в отдельный раздел в “Экосистеме электронной торговли России 2024v2”. В него попали 4 компании, каждая из которых предлагает свои подходы к быстрому сбору и обработке заказов.
  • ExpressRMS

    Принимает товары на склад с пересчётом, доупаковывает, наносит штрих-коды и через интеграцию быстро загружает заказы. После этого их комплектуют, оформляют и отгружают в течение 10–15 минут.
    Тарифы:
    Приёмка товара — 5,49 руб./ед.
    Доупаковка и стикерование — 29,99 руб./ед.
    Хранение — 0,13 руб. за литр в сутки + 0,01% от страховой стоимости товара.
    Комплектация экспресс-заказа — 89,96 руб.
  • Даркстор у дома

    Тариф строится вокруг фиксированной стоимости полки и количества заказов. Услуга включает полный цикл обработки заказов.

    Тарифы:
    Полка размером 100×50×50 см стоит 3600 руб./мес.
    Включает 30 заказов (120 руб. за заказ).
    Каждый дополнительный заказ — 85 руб
  • Блистро

    Компания предлагает фиксированный тариф для экспресс-полки, подходящий для небольших объёмов.


    Тарифы:
    Полка размером 100×60×50 см — 2990 руб./мес.
    Включает 10 бесплатных отгрузок.
    Дополнительные заказы — 100 руб./ед.
  • СДЭК-фулфилмент

    Товары хранятся на складе, заказы быстро комплектуются и передаются курьеру или выдаются получателю через ПВЗ, которые удобно расположены для клиентов.
    Тарифы:
    Сборка заказа до 5 кг (комплектация, упаковка, штрих-код) — 240 руб.
    Приёмка товара на склад — от 7 руб./ед. (зависит от габаритов).
    Хранение — от 0,10 руб. в сутки (также зависит от габаритов).

Как выбрать подходящий вариант?




Для удобства сравнения мы подготовили таблицу, где тарифы операторов привязаны к разным объёмам заказов. Продавцы смогут найти оптимальный вариант исходя из объёма заказов, необходимости упаковки и частоты поставок.

Итоги сравнения тарифов для товаров разного объёма и количества заказов

Мы подготовили результаты сравнения тарифов для товаров с различными габаритами (литражом 3, 5 и 10 литров) и разным количеством заказов в месяц. Для наглядности представлены три диаграммы, каждая из которых демонстрирует стоимость услуг операторов экспресс-фулфилмента для определённого объёма товара.
О компаниях
  • Фулфилмент ExpressRMS
    Это склады в Москве, Санкт-Петербурге, Туле и других регионах России. Фулфилмент для интернет-магазинов и маркетплейсов (FBO, FBS, DBS и Express).
  • Даркстор у дома
    Помогает продавцам маркетплейсов и еком селлерам делать доставку за 30-60 минут из 1500+ дарксторов в 80 городах России в рамках продукта Селлер+.
  • Блистро
    Это единая экспресс-полка на маркетплейсах. Сервис помогает селлерам быть выше конкурентов в каталоге маркетплейса за счёт скорости логистики и яркой кнопки с быстрой доставкой. Экспресс-сервис Блистро интегрирован в систему внутренней аналитики для селлеров POPSO AI для анализа продаж, ассортимента и (скоро) рекламы.
  • СДЭК-фулфилмент
    Оказывает полный цикл услуг: транспортировку на склад, хранение, упаковку, маркировку, сборку заказов и их доставку до покупателя. Открыты 30 складов фулфилмента в 9 странах и 600+дарксторов. Работает по схемам: FBO, FBS, DBS. Бесплатные интеграции со всеми маркетплейсами РФ и Казахстана.
3
Wildberries запустил новую модель продаж — Click&Collect.
Что такое  Click&Collect?
Фактически - это самовывоз из магазина продавца (или со склада вашего фулфилмента). Покупатель заказывает товар на сайте Wildberries, а затем сам забирает его со склада фулфилмента при условии, что у склада есть такая возможность, в том числе с приемом платежа.

Преимущества для селлеров

  • Экономия на логистике и упаковке

  • Увеличение клиентского трафика

  • Возможность продавать товары, недоступные в других моделях, например алкоголь и рецептурные лекарства

Как это работает:
Сначала нужно в личном кабинете создать склад и указать адрес для получения заказов.
Когда появится заказ, фулфилмент соберет товары и приготовит их к выдаче. Срок сборки и хранения устанавливает селлер. При этом время сборки не должно превышать 72 часа, а срок хранения должен быть не меньше 24 часов и не дольше 30 дней.
Покупатель придёт, назовёт номер заказа и заберёт его.
Продавец может самостоятельно настроить предоплату. Но для алкоголя, рецептурных лекарств и ветеринарных препаратов понадобится постоплата. Настроить её можно через поддержку.
Комиссия Wildberries будет списываться по тем же правилам, что и для модели «Витрина» (DBS). Проверить её размер можно в разделе «Тарифы».
Как и в случае с DBS, продавец получит штраф, если отменит заказ или не предоставит товар покупателю в течение 120 часов после его оформления.

Модель запущена в 16 городах: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Красноярск, Самара, Уфа, Ростов-на-Дону, Омск, Краснодар, Воронеж, Пермь, Волгоград.

Пока каждый продавец может создать до 256 складов. В будущем планируется увеличение этого числа, а также расширение количества городов, где можно использовать такую модель.
Данную модель можно запустить с фулфилмент-складов ExpressRMS в Москве и Санкт-Петербурге.
Эта схема может поддержать FBW-модель работы в случае отсутствия товара на остатках на СЦ Wildberries + даст возможность быстрого получения заказов на 2 самых крупных рынках страны: Москва (13 млн. жителей) и Санкт-Петербург (5,5 млн. жителей).